Сущность корпоративной культуры определяется теми ценностями и идеями, которые приняты и поддерживаются коллективом компании и являются ориентиром в выборе поведенческих моделей. Хотя формирование корпоративной культуры часто носит стихийный характер, но данный процесс можно и нужно организовывать и направлять.
В настоящее время руководители многих развитых и успешных предприятий обращаются к специалистам в сфере анализа, диагностирования, коррекции внутренней культуры своих предприятий, понимая всю важность данного вопроса для повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Один из известных консалтинговых центров Москвы «Псиконсалтинг» уже много лет работает в этом направлении, оказывая руководителям компаний реальную практическую помощь, в том числе и по вопросам формирования корпоративной культуры внутри организаций. Накопленный опыт специалистов «Псиконсалтинга» реально востребован в сфере бизнеса и психологии управления.
Следует отметить, что на компанию, в первую очередь, оказывает влияние внешняя социальная и экономическая среда. Это, несомненно, сказывается на внутрикорпоративной культуре предприятия. В то же время, два предприятия, которые осуществляют свою деятельность в одинаковых условиях, могут иметь различные внутренние ценности и идеи.
Это объяснить нетрудно: две организации по-разному решают важные для них проблемы. Во-первых, это проблема внешней адаптации (для выживания в условиях рынка). И, во-вторых, это осуществление внутренней интеграции, которая необходима для получения высоких результатов в конкурентной среде.
Рассматривая развитие корпоративной культуры, следует помнить о важных факторах, которые на нее непосредственно влияют:
– степень ответственности и независимости выражения инициативы в компании;
– структура взаимодействия руководства, должностных лиц, правил и контроля;
– степень формирования перспектив и целей деятельности компании;
– уровень взаимодействия и интеграции внутри субъектов компании;
– наличие четких коммуникационных связей между старшими менеджерами и подчиненными;
– уровень поддержки подчиненных и их достаточное стимулирование;
– степень отождествления сотрудников с компанией в целом;
– умение вовремя разрешать возникающие конфликты;
– компетентность в управлении возникающими рисками и т.д.
Формирование внутренней культуры компании происходит двумя основными способами: либо директивами руководства, либо «снизу», являя собой своеобразное «живое творчество масс». Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, но для конечного результата оптимально комбинировать оба варианта.
Целесообразно принимать во внимание мнение неформальных лидеров коллектива. Ведь часто на них ориентируются рядовые сотрудники. Безусловно, необходимо учитывать и сложившийся менталитет сотрудников, иначе может возникнуть неприязнь к навязываемым ценностям и идеям, и все попытки корректировки сложившейся корпоративной культуры будут просто обречены на провал.
Сам процесс развития культуры компании проходит в несколько (не всегда явных) этапов. Зарождается она вместе с появлением (образованием) самой компании. Особенностью данного этапа является то, что руководству придется работать «с нуля». Этот вариант несколько упрощает задачу, ведь не нужно тратить усилия на определенные (иногда болезненные) изменения и корректировки. Необходимо обозначить миссию вновь образованной компании, ее приоритетные задачи, обозначить базовые ценности и принципы. В дальнейшем начинают складываться стандарты поведения сотрудников, принципы их взаимоотношений, оттачивается механизм отношения высшего руководства с коллективом. На более зрелом этапе возникают собственные традиции организации, ее символика, четкое позиционирование себя среди конкурентов.
Здесь следует отметить немаловажный момент: на всех этапах становления компании личный пример и культура ее руководителя в большой степени определяет корпоративную культуру всей компании. Особенно это относится к этапу становления коллектива, а ее руководитель обладает (или не обладает) яркими личными и профессиональными качествами.
Становление в компании определенной культуры часто связано со спецификой отрасли, с особенностями рынка, технологиями, отчасти даже с социально-экономическими процессами в обществе. Кстати, следует учитывать, что корпоративная культура предприятия в определенной степени зависима от национальной (религиозной) культуры, в рамках которой предприятие функционирует.
Главной задачей руководства компании является достижение этапа стабилизации и самовоспроизводства корпоративной культуры. На этом этапе ценности и цели, модели взаимоотношений между сотрудниками поддерживается подавляющим большинством, они становятся органичными, внутренне необходимыми. В дальнейшем возможно формирование межкорпоративной культуры. Развитие до таких уровней дает компании огромные перспективы в будущем.
Все проблемы, особенности, тонкости и нюансы развития корпоративной культуры предприятия современному руководителю понять и проследить непросто. Огромную помощь и поддержку в этом деле способны оказать специалисты-психологи, на деле показавшие высокие результаты своей работы. Ведь построить компанию с достойным потенциалом развития в условиях жесткого рынка – первоочередная задача в сегодняшних условиях.