Адаптация персонала – процесс сложный и длительный, и если он происходит спонтанно, без управления, новые сотрудники начинают работать эффективно примерно через год. Сколько из-за этого издержек! А сколько прибыли теряется за это время? Но если у компании есть отлаженная система адаптации персонала и четкая программа адаптации, эти сроки сокращаются всего до пары месяцев!
Адаптация персонала – процесс сложный и длительный, и если он происходит спонтанно, без управления, большинство новых сотрудников начинают работать эффективно только через год. Сколько из-за этого издержек?! Какая прибыль теряется в течение данного времени? Если же компания реализует отработанную систему, четкую программу адаптации сотрудников, то сроки их привыкания, приспособления к новым условиям труда сокращаются всего до пары месяцев! Разница ощутима!
Как же грамотно управлять адаптацией персонала? Какие методы лучше использовать? Что такое система и программа адаптации персонала, какая от них польза?
СИСТЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ ДЛЯ КОМПАНИИ
Стоит ли уделять время и средства на работу с «новичками»? Что дает предприятию реализация отработанной системы по адаптации персонала?
- Заметно сокращается текучесть кадров.
- Новый сотрудник легко и безболезненно вливается в коллектив, быстро осваивается на рабочем месте.
- Значительно ускоряется процесс овладения работником своими должностными обязанностями.
- Существенно сокращается количество ошибок, неизбежно возникающих на новом рабочем месте.
- Высокие результаты труда достигаются в минимальные сроки.
СИСТЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА: ПЛЮСЫ ДЛЯ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ
Очевидно, что профессиональная помощь «новичку» в процессе приспособления к условиям труда, коллективу, особенностям руководства и организации в целом просто неоценима.
- Снижается уровень нервного напряжения, беспокойства нового сотрудника.
- Человек получает актуальную информацию, которая ему в первое время особенно необходима для успешной деятельности и коммуникации внутри коллектива.
- Работник знакомится с корпоративной культурой компании.
- Возникает возможность уже в первые месяцы работы максимально проявить себя.
Все эти факторы существенно снижают издержки любой компании и заметно повышают прибыль!
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Эффективное управление адаптацией персонала зависит от ряда условий
- Необходимо создать подразделение с функциями управления адаптацией персонала.
- В состав данной структуры следует ввести грамотных специалистов из каждого отдела компании, которые годятся на роль наставников.
- Нужно постоянно следить за процессом адаптации: построить систему контроля деятельности тандема «новый сотрудник-наставник» (например, в виде отчетов, контрольных тестирований и т.д.).
- В зависимости от промежуточных результатов обучения, необходимо корректировать программу и сроки адаптации.
- По итогам работы обязательно следует поощрить наставника и нового сотрудника.
Управление адаптацией персонала делает процесс привыкания работников быстрым и безболезненным! Новички обеспечиваются должным вниманием и всесторонней поддержкой!
ЛУЧШИЕ МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Теперь, когда Вы убедились в необходимости управления процессом адаптации персонала, важно выбрать для этого эффективные инструменты.
Рассмотрим самые действенные методы адаптации персонала
1. Тестирование новых сотрудников
Цель - выявление их профессиональных знаний и умений, уровня мотивации, индивидуальных особенностей.
2. Книга сотрудника (корпоративная брошюра)
Каждому «новичку» выдается особый карманный справочник, содержащий всю нужную информацию о компании, ее правилах + должностные инструкции.
3. Адаптационный лист – дневник нового сотрудника, план стажировки.
Включает в себя:
- задачи на испытательный срок (как правило, определяются руководителем или наставником),
- мероприятия по адаптации,
- перечень заданий к исполнению,
- результат выполнения.
4. Вводная инструкция о правилах компании
5. Индивидуальная программа обучения, стажировки
6. Welcome!-тренинг
Это - один из лучших способов адаптации персонала в рекордно короткие сроки. Позволяет новым сотрудникам быстро освоиться и стать «своими» в коллективе.
Включает эффективные мероприятия по адаптации персонала:
- знакомство с сотрудниками,
- обзорную экскурсию,
- просмотр учебных видео-материалов,
- различных презентаций и т.д.
8. Система наставничества
Это - надежный и проверенный годами способ эффективной адаптации персонала. Под чутким и внимательным руководством опытного сотрудника новички интенсивно развиваются в профессиональном плане. Получая моральную и информационную поддержку, перенимая знания и бесценный опыт у своих наставников, молодые специалисты быстро вырастают в настоящих мастеров своего дела.
9. Коучинг
Данный инструмент - отличный инновационный метод адаптации персонала. С его помощью возможно максимально раскрыть профессиональные способности новых сотрудников. В сочетании с наставничеством дает потрясающе высокие результаты!

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕЕ СОЗДАТЬ?
Разработка и реализация четкой программы адаптации персонала в организации предоставляет новым сотрудникам массу возможностей:
- в короткий срок получить всю нужную информацию;
- оценить перспективы карьерного роста;
- быстро включиться в трудовой процесс;
- органично влиться в коллектив и стать членом единой команды;
- пройти результативное обучение;
- в полной мере реализовать свои способности и таланты.
Использование эффективной программы адаптации сотрудников значительно сокращает сроки их приспособления к условиям новой деятельности.
СТАНДАРТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1. Цели, которые должны быть достигнуты в ходе работы.
2. Классификация сотрудников по группам и особенности программы адаптации для каждой категории.
3. Перечень вопросов, чаще всего задаваемых новичками и список ответов на них. А также указание лиц, к которым можно обратиться за помощью или дополнительной информацией.
4. Перечисление информационных материалов для новых работников (корпоративные брошюры, методички, должностные инструкции, персонал с указанием должности и контактов и т.д.)
5. Список и краткое содержание учебных мероприятий (стажировка, тренинги, семинары, консультации и т.д.).
6. Наставник или круг конкретных лиц, ответственных за содействие в адаптации новых сотрудников, а также перечисление их обязанностей.
7. Критерии успешности прохождения испытательного срока.
8. Форма контроля деятельности новых сотрудников (например, ежедневная или еженедельная отчетность наставнику о результатах проделанной работы).
Эффективность адаптации персонала ощутимо возрастает, когда в компании практикуется индивидуальный подход к каждому новому сотруднику. Если учитывать особенности профессиональных и личностных качеств, способностей, потребностей и амбиций конкретного человека, можно в полной мере раскрыть его потенциал и использовать на благо организации!
Знаете заповедь лучших топ-менеджеров? Дайте каждому именно то, что он хочет – и Вы получите отличную команду, состоящую только из лучших сотрудников!
Руководители, помните: грамотное управление адаптацией персонала сокращает сроки приспособления, привыкания новых сотрудников в 5-6 раз!
А использование эффективной системы работы с «новичками», ко всему прочему, позволяет в короткие сроки раскрыть потребности и способности каждого начинающего профессионала. Теперь в своей компании Вы сможете легко выстроить выгодные для всех отношения и получать максимальную отдачу в виде высокой прибыли!
Центр «Псиконсалтинг» оказывает консалтинговые, тренинговые услуги в ведении, организации и управлении предприятием. Мы работаем по всем направлениям профессиональной поддержки бизнеса. Высококвалифицированные специалисты Центра «Псиконсалтинг» разрабатывают и успешно реализуют комплексные системы адаптации персонала индивидуально для каждой компании!
Эффективность программ и высокое качество предоставляемых услуг проверены на практике и подтверждены нашими клиентами.
Мы знаем, как построить четко работающую систему адаптации персонала в компании!
Бизнес с нами – гарантия Вашего успеха!